ЮЧМ-2021 Интервью 15 мая 2021

«Климович проделал огромную работу над собой – прежде всего, в части психологии». Дмитрий Шульга подводит итоги сезона

Главный тренер юниорской сборной Беларуси – о ЮЧМ, тонких моментах в игре, изменениях в Климовиче и о том, кого не хватило сборной в США.

На юниорском чемпионате мира (U18) в США сборная Беларуси заняла шестое место, показав очень достойную игру. Наша команда победила на групповой стадии Швейцарию и Латвию, а проиграла только признанным фаворитам и медалистам турнира – Канаде, России и Швеции.

Вернувшись на родину, главный тренер белорусской сборной Дмитрий Шульга дал большое интервью Hockey.by, в котором подвел итоги сезона и поделился персональным мнением о некоторых хоккеистах.

- Ваше резюме турниру по прошествии нескольких дней. Все же есть недосказанность?

- Мне кажется, мы сыграли в свою силу, не стоит себя обманывать. Провели неплохой турнир, обыграли тех соперников, которых должны были обыгрывать, навязали борьбу топовым командам. Но пока что мы не совсем готовы их побеждать, поэтому результат достаточно закономерен. Нормальные, адекватные ощущения.

- Многие отмечали, да и вы сами говорили, что последние два созыва юниорки [2019 и 2021] – дерзкие ребята. Чувствуете, что у нашей молодежи происходит какой-то ментальный сдвиг?

- Сдвиг происходит, но довольно медленный. Мы вроде играем и достаточно неплохо упираемся, но не сразу. Пока войдем в игру и все перебоимся – уже полтора периода позади. Хотелось бы, чтобы уверенность приходила сразу. Для этого нужны международные турниры. Психологическая подготовка на соревнованиях такого уровня – один из самых важных аспектов. Когда игрок выходит на площадку и чувствует себя уверенно, можно увидеть совсем другой хоккей.

Конечно, еще нужно работать над катанием, техникой владения клюшкой – мелочами и нюансами, которые определяют результат.


- Какой момент на турнире был для вас самым тяжелым?

- Не могу сказать, что такие тяжелые моменты были. Присутствовало волнение в матчах со Швейцарией и Латвией. Это команды, которые могли бы доставить проблемы, а нам необходимо было решать свои вопросы. А так я особо не волновался. Видел, что пацаны справляются.

- Когда с вами разговариваешь, чувствуется уверенность. В какой момент вы сами поверили в команду и поняли, что эти ребята способны достичь результата, о котором вы просили?

- Когда сыграли со шведами, было понятно, что мы можем противостоять таким командам. Счет [1:5] не отражал действительности. Мы просто увидели, что можем и моменты создавать, и по броскам не сильно уступили. Были отрезки, на которых реально неплохо выглядели. Хочется, чтобы вера ребят в самих себя приходила быстрее.

- Чему лично вас научил этот турнир?

- Сложный вопрос. Здесь больше внутренний момент: и настроя, и подготовки команды. Как ребята воспринимают разборы видео. Плюс на таком уровне все быстрее: нужно быстрее соображать, быстрее принимать решения, перестраиваться, если нужно. Было интересно.

- Вы часто смотрели с командой видео во время турнира. Ребята хорошо воспринимали такую работу?

- Старались выполнять то, на что мы указываем. В том числе, во время матчей. Видели, как соперник перестраивается под нас, реагировали на это, перестраивались под соперника. Смотрели больше за стандартами, раскатами. Например, как встают и куда бегут на вбрасываниях.

- В США был первый турнир, когда к молодым ребятам было столько внимания медиа, на трибунах все время были скауты. Это мешало, доставляло вам хлопот?

- Не доставляло никаких хлопот. Во-первых, ребята должны уметь или учиться вести себя на камеру. Хоккей – публичный спорт, внимание со стороны прессы, специалистов, болельщиков будет всегда. Нужно уверенно чувствовать себя везде, поэтому для парней это стало своего рода тренировкой. Пандемия, пузырь – момент переключения. Но думаю, нам не мешало.

- Если касаться личностей, не считаете, что тому же Климовичу медийность немного повредила? Яркий старт, но в концовке не все у него получилось.

- Возможно, отчасти и с этим связано. После результативного начала турнира в его исполнении действительно было очень много написано и сказано. Данила хотел соответствовать, но не всегда получалось. Где-то начинал нервничать, что зачастую работает в обратную сторону. Не исключено, что повышенное внимание в данном случае не сыграло в плюс. Что ж, тоже урок для него. Но и соперники стали играть против Данилы намного плотнее – это главный фактор.


- Ребята сейчас не задерут носы, не почувствуют себя звездами?

- Нет, отчего? Мы выполнили задачу, но выше головы не прыгнули. Нужно адекватно воспринимать происходящее. Да, мы показали неплохой хоккей. Но нужно расти и совершенствоваться, чтобы неплохой хоккей становился отличным и приводил к положительным результатам. Турнир должен дать ребятам толчок, а не понимание, что они уже чего-то добились.

- Можно сравнить вас с учителем этой команды, а чемпионат мира был выпускным. Что бы вы могли персонально кому-то пожелать из этого состава?

- После завершения чемпионата все было сказано в дневнике юниорки. Что могу добавить? Ребятам нужно совершенствоваться, анализировать ошибки и стараться их исправить. Вот это основное. Не просто делать, а еще и думать. Пока не придет осознание, все будет стоять на месте. Опять же, в одном из дневников я говорил, что теперь каждый из парней должен покопаться в себе и понять, чего ему в данный момент не хватает. А затем над этим работать.

- Насколько ребята ответственны в этом плане или могут расслабиться?

- Конечно, могут расслабиться. Но им нужно понять: жизнь продолжается. Сейчас ребятам предстоит бороться за место в составе – фарм-клуба, команды экстралиги или где-то за границей. Знаете, кому надо, тот будет работать. Кому не надо, здесь уже никак не поправишь.

- Естественный отбор?

- Именно. У нас закончился двухлетний цикл, пацанам по 18 лет, они переходят во взрослую жизнь. Все, что нужно было, и очень многое, им уже рассказали. Остается выучить уроки.

- Высока вероятность, что новый созыв юниорки в следующем сезоне будет играть в высшей лиге. Не станет ли это шагом назад?

- Конечно, лучше двигаться вперед. Но не у всех из нынешнего состава это получится. Тут важно не останавливаться и не опускать руки. Если опустят, можно уже не сдвинуться.

- Как думаете, кому из этого состава пора взбираться выше?

- Многим, на самом деле – в 18 лет уже самое время. Но фамилии называть не хотел бы, их и так видно.

- Почему вы так мало говорите о конкретных игроках? О команде – да, но на личности переходите крайне редко.

- Секрета нет. В данном случае руководствуюсь опытом. Часто бывает, что похвалишь – и хоккеист пропадает. В течение турниров, да и гладкого чемпионата случалось, что потом не могли найти игроков – кого неделю, кого две :)

- Психология является одним из главных векторов, над которым нужно работать? Молодежь кажется очень нестабильной.

- Нестабильной, да. Я еще перед отъездом говорил, что мы по ходу сезона не выполнили ни одной локальной задачи из поставленных. Это и есть психология – мобилизовать себя и, в то же время, не перегореть. Но на чемпионате мира у нас получилось, слава богу. Было бы обидно, если бы перегорели и здесь.


- Если на секунду представить, что вы являетесь скаутом, на кого бы, кроме Кузьмина и Климовича, посоветовали обратить особое внимание или выбрать на драфте?

- За Владиком Шило нужно посмотреть обязательно... Сазанович, Михалев принимал интересные решения. Звено Аношко – Сидоров – Николаеня на турнире выглядело очень здорово, ребят можно брать на карандаш. Есть за кем наблюдать.

Но знаете, драфт, интерес – это все перспектива, которая ничего не гарантирует. Нельзя останавливаться, если ты попал на карандаш к скаутам. Наоборот, это сигнал, что работать надо в два-три раза больше, чем раньше.

- Сидорову всего 16, а он уже провел хороший чемпионат мира, результативен во внутреннем чемпионате. Удивил вас?

- Нет, потому что сыграл в свою силу. Чего ждали от него, то и увидели. Но Егору много над чем нужно работать: лучше кататься, владеть шайбой, быстрее принимать решения.

- У того же Сидорова, у Игнатенко было много моментов, но ни одной заброшенной шайбы. Вопросы к технике?

- Да. Посмотрите, это и есть спорт высших достижений: мы ошибаемся, нам забивают. Ошибается соперник – мы не забиваем. А это шансы, которых в хороших и плотных играх может быть немного. Мы же их не используем. Создать голевой момент недостаточно, необходимо его реализовать – вот это и есть мастерство.

- Климович всех впечатлил. Какой путь у него дальше?

- Хочу сказать, что в этом сезоне Данила проделал огромную работу над собой – прежде всего, в части психологии. У него были определенные проблемы. Но по ходу сборов и чемпионата мира не случилось ни одного залета. Это не значит, что все отлично – нужно продолжать работать над собой. Пожалуй, это будет определяющим моментом в его дальнейшей карьере. Все остальное нужно просто совершенствовать.

Что до развития карьеры, то если Климовича пригласят за границу, думаю, ему стоит попробовать себя в Северной Америке.

- Создайте собирательный образ игрока, которого вам не хватило на этом турнире.

- Не хватило исполнителя, который умеет забросить нужный гол. Он у нас был, это Климович, но в концовке не получилось и у него. Вот еще один хоккеист такого плана не помешал бы. Да, были ребята, которые забрасывали, но нам нужно было забросить на одну больше соперника. Исполнителей не хватило, которые могли бы создать и решить момент.

- Михаил Захаров говорил, что кто-то из юниорки вполне может поехать на взрослый чемпионат мира. Кого бы вы посоветовали?

- Кузьмин и Клавдиев точно готовы. Шило можно дать шансик. Климович, естественно.

- Рогач, Парфенюк?

- Мне кажется, ребята еще сыроваты. Те, кого я назвал, показывали довольно зрелый хоккей, на неплохих скоростях. Они теоретически должны справиться.

- В чем нужно добавить Рогачу и Парфенюку?

- В движении, в катании, в мысли на льду. Все должно быть быстрее, тогда появится шанс.

- Если говорить о нашей молодежи в целом, какой вектор развития им лучше выбирать – уезжать за океан или стараться закрепиться в той же экстралиге?

- Скорее уезжать за океан. У нас довольно тяжелым получается переход из молодежного во взрослый хоккей, поэтому нужно немножко поиграть с сильными сверстниками. Это будет для наших ребят очень неплохо.

- Вы достаточно долго проработали в институте сборных. Не возникло желания вернуться во взрослую команду?

- Что предложили, там и работаем – не все зависит от моего желания.

- А вам что ближе?

- Знаете, везде есть свои нюансы и мелочи. Работая с мужиками, меньше приходится объяснять, ведь они многое знают и умеют сами, хотя в тренировочном процессе существуют свои моменты. Молодежью проще управлять, но есть нюансы исполнительские. Опять же, молодость, какие-то косяки. То есть, везде своя специфика.

- Вы уже говорили, что следующий состав U18 на чемпионат мира повезет Андрей Михалев.

- Все так, здесь ничего нового – у тренера двухлетний цикл. Юношеская сборная Андрея Александровича превращается из U17 в U18.

- Как вам работалось с этим специалистом?

- Мы не первый год знакомы, вместе трудились еще в «Шахтере», поэтому было легко и комфортно. Какой совет ему дал бы? Все уже сказал, да он и сам все прекрасно знает.