NHL.BY Событие 02 октября 2020

«Они только что накликали себе войну». Как Салей на время стал самым обсуждаемым игроком НХЛ

История самого жесткого наказания для белоруса в лучшей лиге мира.

Сериал NHL.BY возвращается в двадцать первую годовщину эпизода, получившего громадный резонанс в сильнейшей лиге мира. Этот момент заставил всех обсуждать проблему, которая не решена по сути до сих пор. Речь идет об обеспечении безопасности игроков в ходе силовой борьбы – динамика спорта такова, что иногда не нужно и злого умысла, чтобы нанести сопернику серьезное повреждение.

В самом начале сезона-1999/2000 «Даллас» принимал на своей площадке «Анахайм». Несмотря на сухую победу (2:0), у техасцев были большие проблемы – главную звезду и центра первого звена хозяев Майка Модано увезли в госпиталь после хита белорусского защитника «уток» Руслана Салея во втором периоде. И это не единственная беда, выпавшая на долю «Старз» в этой встрече.


Предыстория

«Даллас» летом выиграл Кубок Стэнли, а обыграть чемпиона – всегда дополнительная мотивация. 1 октября «звезды» провели первый матч в новом статусе, в гости пожаловал «Питтсбург». В веселой перестрелке хозяева победили со счетом 6:4. Халл, Ньювендайк и Зубов набрали по три очка, Модано отметился дублем.

На следующий день на «Реюнион Арену» пожаловал «Анахайм», для которого этот поединок был стартовым в календаре. В составе «уток» готовился выйти на лед и Руслан Салей, который годом ранее был лишен такой роскоши, как участие в начале чемпионата.

В октябре 1998 года белорус был впервые дисквалифицирован в НХЛ после неудачного хита в предсезонном матче против «Финикса». Его не удаляли в ходе встречи за силовой прием против Бриера, получившего сотрясение мозга, но спустя несколько дней лига объявила о наказании для Руслана в виде отстранения на пять поединков. Салей в итоге пропустил шесть, потому что шестая игра была как раз против «Койотов», и тренеры решили не рисковать.

Но спустя год, 2 октября 1999 года, Расти буднично готовился к встрече с чемпионами.

Матч

«Даллас» победил 2:0, шайбы забросили Сидор и Кин, а Эд Белфур заработал шатаут с 22 сэйвами. Но не эти факты стали материалом для заголовков. «Анахайм» предложил хозяевам обилие силовой борьбы. Иногда доходило до перебора.

Первый (и главный) эпизод, который перевернул матч, как раз и случился с участием Салея и Модано. На старте второго периода Майк бросил по воротам и тут же сзади его атаковал защитник «Анахайма». Американец не ожидал хита и улетел прямиком головой в борт. Во время полета с него слетел шлем. Модано лежал на льду пять минут, пока над ним колдовали врачи. Затем его уложили на носилки, зафиксировали шею и увезли в госпиталь. При этом Модано находился в сознании.

Оказалось, звезда «Далласа» получил легкое сотрясение мозга, сломал нос и растянул шейные связки. Все могло быть страшнее.

За своего лидера тут же вступился Бретт Халл, который набросился на Салея. Между ними завязалась драка. Единственная за 1269 матчей для одного из лучших снайперов в истории НХЛ. У него еще были потасовки, но большой штраф золотой Бретт получил только в этом эпизоде.

Руслану дали пять минут за хит, пять за драку и десять – дисциплинарный штраф до конца игры. Рабочий день в Техасе завершился преждевременно.

Но на этом беды для «Далласа» не закончились. В третьем периоде защитник «уток» Паскаль Трепанье заехал локтем центру второго звена хозяев Джо Ньювендайку, который, к счастью, продолжил матч. Меньше повезло защитнику «Далласа» Дэррилу Сидору, вступившемуся за партнера. К нему подъехал разбираться форвард «Анахайма» Джим Маккензи и сломал оппоненту левую глазницу.

Трепанье и Маккензи также были удалены до конца встречи.

Реакция

Неудивительно, что реакция игроков и специалистов была резкой.

Я не могу поверить, что мы столкнулись с таким неуважением. Нам нужно срочно проснуться, пока никого не убили. Это идиотский хоккей, который показывают игроки-идиоты. Я думаю, что эти двое (Салей и Трепанье) или самые тупые в лиге, или они только что накликали себе войну, – без обиняков высказался после матча главный тренер «Далласа» Кен Хитчкок.

Бретт Халл ратовал за карьерный бан для Салея и тоже особо слов не выбирал, отмечая, что в будущем в таком случае все может привести к гораздо более серьезным последствиям.

Ужасно дешево воспользоваться такой уязвимой позицией соперника и отправить его головой в борт. Это хуже, чем трусость. Пришло время сильным мира сего в НХЛ положить конец подобному. Пора им сесть и извлечь урок из поступка Салея, – сказал форвард «Далласа».

Журналисты также делали акцент на том, что этот хит был неоправданным и мог стать причиной трагедии. Эпизод спровоцировал рост публикаций о необходимости ужесточения наказаний.

Не было причины трогать Модано, когда он пытался уехать за ворота, но Салей решил толкнуть его, что могло положить конец жизни форварда «Далласа». Не его карьере, а жизни! – писал Майкл Руссо, ныне работающий в популярном The Athletic.

Сам Руслан сразу же извинился, но не стал ввязываться в перебранку с представителями «Далласа», несмотря на вылитый на него ушат недобрых слов.

Я надеюсь, что с Модано все будет в порядке. Я едва дотронулся до него. Он быстро катился, и я попытался его поймать. Возможно, я дотронулся до него, но не думаю, что ударил его сзади или действительно толкнул, – так он прокомментировал эпизод по горячим следам.

Последствия

Лига отреагировала по итогам матча жестко. Салей, Трепанье и Маккензи получили длительные дисквалификации – 10, 5 и 4 матча соответственно. Это также означало потерю зарплаты пропорционально пропущенным поединкам. Для Расти эта сумма составила 109 тысяч 756 долларов «грязными».

Да, эту сумму вычли из моей зарплаты. Но, поверьте, я больше переживал о попавшем в госпиталь Модано, чем о потерянных деньгах, – рассказывал Салей впоследствии.

Модано пропустил три матча «Далласа» и уже 13 октября вернулся на лед.

Это было так неожиданно. Я разогнался и несколько потерял баланс, и здесь хватило легкого толчка. К счастью, все обошлось. Уже на следующее утро я хоть и чувствовал себя не на 100%, но мог передвигаться, – говорил Майк, обсуждая хит.

В следующем видео он как раз вспоминает детали происшествия.


Уже 26 ноября Салей и Модано вновь встретились на льду. Мести в отношении белоруса не последовало. Руслан отмечал, что «в «Далласе» разобрались, что травму я нанес неумышленно. Это был чисто игровой момент, который назвал бы несчастным случаем».

Но нельзя сказать, что Модано легко отпустил ситуацию. В феврале 2000 года у белоруса спросили о том, связывался ли Руслан с форвардом «звезд».

Я попытался, но мне сказали, что Модано не хочет со мной разговаривать. Если он не хочет со мной разговаривать, нет причин заниматься этим прямо сейчас. Когда мы увидимся в обычной жизни, я бы попробовал поговорить с ним. Хотя не знаю, захочет ли Майк этого.

Конечно же, я бы извинился перед ним. Но не знаю, как он отреагирует, – рассказывал Расти.

Этот случай на долгое время закрепил за Салеем имидж грязного хоккеиста. Особенно тяжело было в первые дни – медиа упражнялись в наставлениях и оценках хита. Руслану оставалось только одно – больше не попадать в такие ситуации.

И он это сделал. Следующая дюжина лет в лиге обошлась без повторения подобного.

Салею в итоге удалось то, что многим сделать никак не получалось. Спустя годы он воспринимался большинством уже не как грязный хоккеист, а как игрок, который когда-то давно исполнил грязный силовой прием – и это, как говорится, две большие разницы.

Было ли полноценное примирение?

Этот вопрос, к сожалению, сегодня может прояснить только Модано.

Летом 2010 года участники инцидента в Далласе стали одноклубниками в «Детройте», и позабытая тема вновь всплыла. Их ответы намекнули на то, что за 11 лет они вряд ли обсуждали между собой случившееся.

Руслан использовал фразы «что было, то было», «пересекались на льду, проблем не возникало» и «мы поговорим и расставим все точки над i».

Посмотрим. Я тоже думаю, что особых трудностей в этом плане не возникнет – нам надо будет обсудить и решить вопрос совместно. Дело в том, что лично с Майком я не знаком, но, как мне кажется, проблем в наших взаимоотношениях быть не должно, – так отвечал Салей сразу после подписания контракта с «красными крыльями».

Модано высказался для детройтской прессы более пространно:

Против него всегда было сложно играть, Руслан всегда был агрессивным парнем. Он играет жестко, в тело. В хоккее случаются разные вещи, ты можешь быть застигнут врасплох, потеряв равновесие, – описывал ситуацию американский форвард.

Расти также отметил, что это его личное дело с Майком, а не прессы. В итоге оно таким и осталось.

Только кажется, что Модано теперь уж точно простил Руслана.

В предыдущих сериях NHL.BY:

Текст: Константин Кораблев