Экстралига А Событие 16 октября 2020

«Локомотив» расстался с директором, который стоял у истоков клуба. Чем запомнился Евгений Мазуро

Команда и фанаты достигли единения, на местной арене планировали аншлаг, а сам «Локо» очень быстро пробился в элиту белхоккея.

Евгений Мазуро руководил оршанским «Локомотивом» со дня его основания в 2018 году. За этот короткий срок молодой клуб успел отметиться как спортивными результатами, так и особенной атмосферой на ледовой арене. После отставки функционера Hockey.by вспоминает, чем «железнодорожники» запомнились за это время и какое наследство достается Андрею Сидоренко.


«Локомотив» быстро стал узнаваемой и популярной командой в Орше

Чтобы привлечь внимание к новосозданной структуре, клуб изготавливал афиши, а сотрудники самостоятельно расклеивали их по Орше. Также была проведена работа с профсоюзами, билеты по безналу продавались на крупные предприятия. В первое время к середине второго периода половина из тех людей, что приходила на матчи, уже собиралась домой. Но постепенно, когда команда стала давать результат, шла в лидерах таблицы в экстралиге «Б», зрители оставались до конца встречи, а после финальной сирены аплодисментами провожали хоккеистов в подтрибунку.

– Мы шли своим путем, методом проб и ошибок. Всегда нравились болельщики гродненского «Немана» – очень сплоченные, всегда сильно поддерживают свою команду. Это впечатляло, когда доводилось бывать в Гродно на хоккее, особенно в плей-офф. Там потрясающая атмосфера. Хотелось ориентироваться на них, – вспоминал минувшей весной Мазуро.

Довольно скоро народ в Орше по-настоящему прикипел к хоккейной команде. Появилось много баннеров, посвященных «Локомотиву», в том числе и со словами «команда города». Люди стали фотографироваться на их фоне, а по местному радио постоянно сообщают, когда состоятся матчи.

– На трибунах среди болельщиков много семей, чьи дети занимаются хоккеем в нашей школе. Также активно поддерживают команду люди, связанные с железной дорогой. Они рассказывают о «Локомотиве» своим друзьям и знакомым, кто-то из них затем приходит на хоккей. Если на тебе кепка «Локомотива», то на маршрутке могут провезти бесплатно. Однажды водитель так и сказал: «Мы с «Локо» денег не берем!» Оказавшись на ледовой арене один раз, многие возвращаются снова и снова, – признавался в интервью Hockey.by один из основателей местного фан-движения Роман Альхименко. – Ну и директор нам, конечно, очень помогает. Подходит к нам, спрашивает, что можно сделать, чтобы о команде узнавало больше людей. Он очень болеет хоккеем и хочет, чтобы все это развивалось.

Яркий фан-сектор и околохоккейный движ на арене

Тон атмосфере на трибунах задает фан-сектор, который своими кричалками, перфомансами, песнями и громким барабаном заводит остальных зрителей и гонит вперед игроков. Но так было не всегда. К концу минувшего сезона многие зрители, которые раньше просто приходили и сидели, обзавелись клубной атрибутикой, стали более активны и эмоциональны. Посещаемость матчей «Локомотива» постоянно росла, достигнув пика в плей-офф 2020, когда трибуны в Орше собирали более трех тысяч зрителей.

Этому способствовали как результаты команды, так и атмосфера на арене, которая создается вокруг матча. А она, по крайней мере до пандемии коронавируса, была шикарной. Развлекательная программа включала в себя автограф-сессии, фотобудку, где можно сфотографироваться с игроком и тут же получить фото, аквагрим, зоны активности, фудкорты, настольный хоккей, плейстейшн и много чего еще. Так люди, которые прежде хоккеем не особо интересовались, стали обожать его.

А началось все с того, что вскоре после появления команды в городе самые активные болельщики подошли к руководителю клуба с идеей создать фан-движение. И он эту инициативу полностью поддержал.


«Локомотив» устанавливал рекорды посещаемости

Неудивительно, что рост интереса к команде вылился в то, что «Локомотив» уже на втором году своей жизни стал одним из лидеров экстралиги по средней посещаемости в регулярном чемпионате, а в плей-офф и вовсе обошел всех по этому показателю, а также установил рекорд сезона по числу зрителей на отдельно взятом матче.

Обстановка на арене в Орше очень душевная. Публика – разношерстная: от младших школьников до 70-летних бабушек. И все сильно переживают за команду, которая отвечает взаимностью – хоккеисты не только радуют победами, но и с удовольствием общаются с болельщиками.

Попадание в плей-офф и планы пошуметь

«Локомотив» мог оказаться в экстралиге «А» еще в прошлом сезоне. В 2019 году команда финишировала третьей в переходном турнире, и когда сборную U20 перевели из экстралиги «А» в «Б», оршанцам было предложено занять вакантное место в сильнейшем дивизионе. Правда, при условии, если «железнодорожники» гарантируют участие фарм-клуба в высшей лиге. Это требование «Локомотив» не выполнил, и путевка в топ-8 досталась «Могилеву», который в «переходке» стал четвертым.

Впрочем, в Орше не особо горевали. Тем более, шанс побороться за чемпионство оставался и у команд экстралиги «Б». «Локомотив» провел довольно качественную селекцию. Состав укрепили игроки с опытом выступлений в КХЛ, которые не затерялись бы и в лучших командах топ-дивизиона. На вопрос о том, как ему удалось заманить этих ребят и опытного тренера Игоря Жилинского, Мазуро отшутился: «Можете назвать это харизмой».


В экстралиге «Б» у «Локо» предсказуемо не было конкурентов, но в переходном турнире оршанцы уступили первую строчку извечному сопернику «Могилеву». Тем не менее, команда впервые в истории попала в плей-офф. В четвертьфинале, несмотря на очевидную разницу в кадровых ресурсах, «Локомотив» навязал борьбу «Юности», растянув серию до шести игр. Оршанскую команду заслуженно признали открытием первого раунда да и вообще всего постсезона. Впоследствии в клубе признавались, что «завершать год командой, которая дважды обыграла чемпиона, очень приятно», и обещали пошуметь в следующем сезоне.

Несмотря на то, что летом оршанцы не смогли удержать всех лучших игроков, в Кубке Салея-2020 они выступили неплохо, заняв в своей группе третье место вслед за «Динамо-Молодечно» и «Неманом». Но старт нынешнего чемпионата «железнодорожникам» основательно подпортила вирусная инфекция, из-за которой команде пришлось уйти на карантин, обернувшийся шестью техническими поражениями. Выбраться из этой ямы «Локомотиву» будет нелегко, но времени для того, чтобы подготовиться и пошуметь весной, должно хватить.

Тесная связь болельщиков с командой

Это еще одна фишка «Локомотива». В клубе наладили контакт между пресс-службой, игроками и болельщиками. Благодаря этому проводились различные акции по сплочению команды и ее поклонников. Например, именинников после матчей приглашали на трибуны, говорили им много теплых слов и вручали интересные памятные сувениры. Традиция поздравлять с днем рождения возникла после того, как сделали подарок главному тренеру Игорю Жилинскому, вручив на 57-летие коучу шикарный торт.

А специальные поделки для игроков своими руками мастерит представитель фан-сектора Сергей Берашевич. На дощечках он выжигает портреты игроков, там же размещаются пожелания. Даже когда из-за эпидемиологической обстановки с командой контактировать стало нельзя, он все равно продолжал изготавливать подарки, чтобы вручить их позже.


Подарок от болельщиков вратарю Сергею Степанову

Еще в Орше проводились разные конкурсы. В большей степени их придумывала пресс-служба, но и болельщики тоже подбрасывают свои идеи. Вовлечены и хоккеисты – они всегда за то, чтобы порадовать публику. Иногда свои варианты предлагал и Евгений Мазуро. Ему, например, принадлежит идея именных сухариков для вратарей.

Еще одна история, которая добавила плюсиков имиджу клуба, случилась в конце февраля после домашнего поражения «Локомотива» от «Могилева». Фото расстроенной юной болельщицы Василисы облетело интернет, и клуб решил отблагодарить ее за преданность и преподнести девочке несколько сюрпризов.


Мечтали собрать аншлаг, планировали фан-шоп и спортивный бар

В Орше четвертая по вместимости арена в стране. Когда еще не было ясности с тем, как будет развиваться ситуация с пандемией, босс клуба поделился планами собрать в новом сезоне аншлаг. По его мнению, для привлечения людей на трибуны нужно пробовать разные способы. В том числе, вносить разнообразие в активности на арене, улучшать организацию матчей. В клубе признавались, что многое делали своими силами, практически не затрачивая финансы.

У растущей аудитории «Локомотива» возникало желание отождествлять себя с клубом, но сложности с приобретением атрибутики остаются. В «Локомотиве» начали работу над тем, чтобы создать коллекцию одежды, сделать полноценный магазинчик, куда люди могли бы прийти в любое время и купить все, что им необходимо. Однако такое дело требует определенных затрат.

Имелись у клуба и другие интересные идеи. К примеру, открытие спортивного бара, где болельщики могли бы собираться и смотреть трансляции выездных матчей. Готов даже дизайн помещения, но все опять же упирается в средства на реализацию проекта. Для этого планировалось переоборудовать кафе на арене.

Понятно, что в планы вмешалась пандемия, и задумки пришлось отложить. Зато, по сути, готов бизнес-проект для преемника.

«Будем вспоминать вас, как человека, который дал старт и помог окрепнуть нашему клубу»

Группа болельщиков «Локомотива» в VK очень тепло проводила босса клуба, адресовав ему трогательное письмо. Здесь приведем выдержки из него.


– Оршанский «Локомотив» покидает человек, который стоял у истоков создания команды, вместе с которым она прошла пусть и небольшой, но довольно яркий и продуктивный отрезок своего пути. Именно с ним она стала не аутсайдером, как это прочили молодой и никому неизвестной команде, а яркой звездочкой загорелась на хоккейном небосклоне нашей страны. <…> Многим из нас известно, как тяжело стоять у истоков. Сколько усилий и труда надо вложить, чтобы твои начинания не просто не угасли, а стали успешными и привели к определенному результату. Когда-то с таким же трудом создавался и наш фан-сектор. Причем путь создания и развития мы проходили не параллельно, а вместе с командой и в тесном сотрудничестве с Евгением Марьяновичем. Практически всех участников нашего движения он знает в лицо, каждого приветствует при встрече. Результатом его активной и успешной деятельности стали и достижения клуба, и, не побоимся это сказать – лучшая посещаемость матчей нашего чемпионата. Хочется сказать огромное спасибо за честный и добросовестный труд с командой и с нашим движением. За искреннюю помощь в нашем развитии. За доброжелательное и честное отношение к нашему движению, за поддержку наших начинаний отдельное спасибо! <...>

Мы будем вспоминать вас, как человека, который дал старт и помог окрепнуть и нашему клубу, и нашему движению! Искренне ждем на матчах! Ведь тот, кто проникся один раз любовью к «Локомотиву», хранит это чувство в себе навсегда, – написали болельщики.

И к этим словам сложно что-то добавить.

«Называли путейскими ржавыми болтами, а потом сами же поздравляли». Почему в Орше так полюбили хоккей?

Текст: Сергей Вишневский