Экстралига Интервью 03 октября 2021

«Оксентюк и Демченко называли учителем». Андрей Антонов – о школьных годах, важной профессии и ее смысле

Капитан «Юности» рассказал, каким он был учеником, что пытается привить молодежи и что ему дал Максим Слыш.

3 октября в Беларуси отмечается день учителя, с чем Hockey.by поздравляет всех причастных к этой важной профессии! В хоккее учителями часто называют тренеров и опытных игроков, которые передают свои знания новому поколению, делятся секретами и даже просто ведут по жизни.

Одним из таких наставников является лидер и капитан «Юности», лучший защитник экстралиги Андрей Антонов. Мы поговорили с ним об учителях, учениках, школьных годах, профессии и смысле, который в нее вкладывается.


– Имя и фамилию первого школьного учителя уже подзабыл. Мы дошли до третьего класса, а потом я перешел в другую школу. Но образ остался: достаточно молодая девушка, видимо, недавняя выпускница института. Однако конкретных воспоминаний нет, давно это было.

– А есть учителя, которые остались в памяти?

– Классный руководитель в новой школе. Она вела нас вплоть до девятого класса. Ей приходилось с нами тяжело, все-таки 30 мальчишек и все спортивные, подвижные, много хулиганили. Иногда нужно было отстаивать нас перед завучами :)

И на всю жизнь в памяти остался учитель истории. Очень правильный, порядочный мужчина, здорово преподавал свой предмет, да и по жизни тоже. Встретились с ним через пару лет после окончания школы, долго сидели, общались. Как взрослый мужчина он давал нам, мальчишкам, правильные советы.

И сам предмет, историю, не каждый полюбит, но поскольку учитель увлеченно преподает, волей-неволей вовлекаешься.

– А первый тренер, он ведь тоже учитель?

– Да, тоже его прекрасно помню. Я пришел в хоккей достаточно поздно, в девять лет. Зимой на открытом льду по три-четыре месяца пропадал, кататься-то умел, но не так, как остальные ребята. И самая большая благодарность первому тренеру за то, что разрешил заниматься. Сейчас, не глядя на ребенка, могут сказать, что поздно. А у него позиция была такая: «Если есть желание, пусть приходит, а там посмотрим».

Вот я и пришел, первый год с ребятами тренировался. Естественно, нужно было время, чтобы освоиться. И уже через год увидели мой потенциал, перевели в спортивный класс. Поэтому Михаилу Ивановичу Жарову за то, что разрешил заниматься хоккеем, а не отсек сразу, большое спасибо.

– Поддерживаете сейчас отношения?

– Давно нет. У нас менялся тренер, и Михаила Ивановича вообще увольняли из школы. Поэтому не знаю его дальнейшую судьбу.

– Если отойти от хоккея и школы, кого бы вы назвали своим главным учителем по жизни?

– Кого-то одного не смогу выделить. На каждом этапе были определенные люди, которые оставили след в жизни. Да и в общении с любым человеком, располагающим к себе, что-то подмечаешь, делаешь выводы.

Например, в институте изучали биохимию спорта – это достаточно сложный предмет, который многим студентам очень сложно давался, в том числе из-за преподавателя. Женщина была требовательная, но у меня с ней выстроился хороший диалог, и предмет дался легко.

По ее словам, многие студенты не считали нужным учить эту дисциплину, хотя она необходима. Я его хорошо сдал, а преподавательница дала пару ценных советов.

– Пользуетесь ими сейчас?

– В целом, да. Но если говорить об учебе в общем, как в школе, так и в двух институтах, все время приходилось сталкиваться со стереотипом, что спортсмены очень хорошо развиты физически, а умственно – уже не очень.

У меня был индивидуальный график обучения. Я не мог вовремя все сдать в зимнюю сессию, поэтому в конце сезона закрывал обе. И бывало, спрашивали, почему я отсутствовал, дословно все объяснял, а в ответ слышал: «Молодой человек, может, вы будете только спортом заниматься?» Но я не сдавался, просил лекции, список вопросов и через неделю все закрывал. Иногда люди свое мнение меняли, однако случалось, что только лишь из-за непосещений ставили тройку.

– Но учебу и спорт можно совмещать?

– Тяжело, но можно. Здесь я больше завидую североамериканской системе. У них при институтах и школах есть спортивные команды. Люди могут совмещать учебу и спорт. У нас с этим сложнее, особенно если хочешь получить какие-то знания, а не просто корочку.

– Какой предмет давался легче всего?

– Математика, физика, химия. Опять же, историю любил, но тут больше из-за учителя. Многое по предмету до сих пор помню.

Если говорить о самом нелюбимом... Я бы не сказал, что были такие. Тогда думал, что некоторые из них – бесполезные. Например, философия. Сейчас, возможно, посмотрел бы по-другому.

Еще, как ни странно, не любил физкультуру. Каждый день была одна-две тренировки, и еще после этого приходить на урок физкультуры...

– Вам не ставили посещения?

– У нас как было: между школами всегда проходят различные соревнования, и мы в обязательном порядке участвовали в этих стартах, поэтому иногда можно было на физкультуру не приходить, но нормативы сдавали, чтобы получать оценки.

– Возвращаясь к теме учителей по жизни, в прошлом сезоне вы у себя в Инстаграм благодарили Максима Слыша. Что он вам дал?

– Отыграв в «Могилеве» четыре сезона, я перешел в «Керамин». Команда выступала в трех финалах подряд, цель была только чемпионство. Тогда там играло много сильных, заслуженных ребят. Могилевская команда тоже была сильной, но мы так и не смогли сдвинуться дальше третьего-четвертого места. А в «Керамине» другие цели. Да и мне было всего 22 года, плюс незнакомый город, в котором никогда не жил. А Максим вводил в команду, помогал адаптироваться, звал поиграть в футбол, к тому же он был на машине, всегда меня подвозил на тренировки. В те времена, дай бог, было 2-3 молодых парня в команде, и нужно время, чтобы войти в коллектив. А когда такой человек тебе помогает... За это ему очень благодарен.

– Вы сейчас делаете то же самое?

– Да, конечно. Не только я, но и все ребята стараются придерживаться культуры, что любой хоккеист, который находится у нас в раздевалке – это часть команды. Неважно, сколько ему лет и как долго играет. Если кому-то нужно помочь, мы только рады.

– Капитан – это учитель?

– Сложно... я бы себя учителем не назвал. И вопрос в другом, готовы ли ребята учиться.

Когда я, будучи молодым игроком, ошибался, и парни, поигравшие в Северной Америке или Суперлиге, говорили, как нужно было поступить правильно, я старался это слушать, слышать и запоминать.

Как ребята сейчас? Это все индивидуально. Я могу подсказывать, захочет ли человек этим воспользоваться – от него зависит.

– Говоря про подсказки, имеете в виду не только как правильно бросить или подставить клюшку?

– Понятное дело, разные случаи есть. Но в основном это касается хоккея. Если кто-то спрашивает о каких-то бытовых или жизненных ситуациях – это пожалуйста, я всегда открыт. Да и другие ребята тоже.

Но поскольку мы хоккеисты, то большинство наших советов касается игры. Стараемся донести молодым, что каждый человек в раздевалке несет ответственность не только за себя, но и за команду, клуб.

– Знаю, некоторые молодые вас учителем все же называют.

– Говорили, да :) И сейчас, и в прошлом году. Особенно Женя Оксентюк, Кирилл Тютяев, Валик Демченко очень сильно над этим моментом шутят. Все это весело, смешно, интересно. Но они знают, что из-за ерунды никто не будет высказывать претензии.

В команде, как в организме, есть определенные требования к каждому. Это касается не только льда, но и поведения в раздевалке, отношения с партнерами, персоналом. Задача капитана и ассистентов привить эту культуру.

– Исходя из своего опыта, что бы пожелали учителям?

– В первую очередь, терпения. Второе – крепчайшего здоровья. Третье – само собой, благосостояния. Хочется, чтобы такая профессия оплачивалась хорошо. Если у человека от природы лежит к этому душа, есть талант и желание заниматься образованием детей, он не должен думать, как кормить семью и на что жить. Наверное, таких людей, занимающихся этим тяжелым и нервным трудом, не хватает.

Текст: Наталья Федорцова