Экс-нападающий «Лиды» Павел Марщенок рассказал, как провел год без хоккея

Работает тренером-педагогом, думает о втором высшем образовании.

Экс-форвард «рыцарей» Павел Марщенок завершил карьеру хоккеиста по окончании прошлого сезона. Пресс-служба «Лиды» пообщалась с бывшим игроком и узнала, чем занимается экс-нападающий.

– Год без хоккея. Каким он был для тебя?

– Он проходит очень хорошо. Я знал, куда ухожу, определил для себя новые приоритеты: захотел заниматься тренерством, физической подготовкой, как спортсменов, так и любителей. Сфокусировался в этом направлении.

Начал читать различные книги, но информация во многих из них оказалась уже устаревшей. Исследования постоянно идут, поэтому нужно было освежить знания в области физиологии, анатомии, биомеханики, детально понять, что такое фитнес-коучинг. К тому же, хотелось посмотреть на мнения специалистов со стороны, узнать, какими знаниями и навыками они обладают. Поэтому я поступил в Ассоциацию профессионалов фитнеса.

– Это какое-то учреждение образования?

– Да. Самые лучшие курсы в России, с европейской аккредитацией. Давно хотел туда поступить, но как-то не решался. Во-первых, обучение недешевое, во-вторых, уплаченная сумма не дает гарантий, что я получу лицензию. Там очень серьезный отбор, сложные экзамены. Если не сдаешь какой-то предмет с трех попыток, то все, до свидания. А объемы информации очень большие. Но я все сдал с первой попытки, окончил курсы с отличием, вот жду, скоро должны прислать мои сертификаты.

– Видимо, ты настолько сильно погрузился в образовательный процесс, что попросту не было времени скучать по хоккею.

– Именно. Как только начал заниматься в Ассоциации, понял, что хочу в большей степени заниматься с хоккеистами, поэтому нужно придумать какое-то новое позиционирование, так как на рынке услуг много различных тренеров. Задумался: что можно зарядить хоккеистам, как принести им больше пользы? По высшему образованию я тренер по хоккею. Если честно, после университета у меня не было особого уважения к этой профессии. Есть такой стереотип, что детский тренер – скучное занятие, которое к тому же слабо оплачивается. Однако я начал изучать границы этой работы и понял, что тренер – это очень достойная и интересная профессия, в которой пересекаются многие области: педагогика, психология, физиология. Я назвал только то, что с ходу в голову пришло. Сейчас всерьез задумался о том, чтобы получить второе высшее образование.

– Что-то смежное?

– Да, планирую освоить профессию спортивного психолога. Но это, скорее всего, случится уже не в Беларуси.


– Кто ты по профессии сейчас?

– Тренер-педагог профессиональных спортсменов и любителей. До недавних событий у меня был достаточно большой поток клиентов. Я решил строить свою программу так: не просто расписывал упражнения, мол, ты должен сделать жим лежа, три подхода по пятнадцать повторений, а вместе с клиентом старался понять – к каким целям мы идем. И эти цели должны быть осознанные, реальные. Сначала думал, что мои посты никак не срезонируют у спортсменов, но со временем возник интерес. Даже некоторые авторитетные тренеры писали отзывы, говорили, что мои тезисы распечатывали и вывешивали в командных раздевалках. В общем, была приятная обратная связь.

– Где ты ищешь клиентов? В Instagram?

– Да, но сейчас активно развиваю и Facebook. Скоро перееду в Израиль, а там именно эта социальная сеть больше котируется. Еще недавно создал Telegram-канал, так как в связи с последними событиями, нужно было расширяться. Поглядываю на «В Контакте», но нет времени, чтобы уделять много внимания каждой из социальных сетей.

– Мнения о коучинге в социальных сетях разные. Некоторые сомнительно относятся к такой деятельности…

– Как и в любой другой профессии, есть хорошие специалисты, есть и плохие. Вообще, я не позиционирую себя, как коуч, но использую определенные инструменты из коучинга. Считаю, эту профессию довольно-таки интересной. Ты подталкиваешь человека какими-то важными вопросами, но не предлагаешь конкретных ответов. Человек сам для себя находит решения. Как и обычно в жизни. Но это уже из области психологии, а чтобы стать психологом, нужно образование. У меня есть задатки в данном направлении, но пока я туда не лезу, так как уважаю эту профессию.

– Еще нужно уметь грамотно подать информацию.

– Если информация хорошо оформлена – это 15-20 процентов успеха. Посты, конечно, сложно писать. Количество символов ограничено и нужно максимально просто, но полезно вместить смысл того, что хочешь сказать. Я стараюсь быть откровенным, рассказываю только то, что знаю.

– После завершения хоккейной карьеры на лед выходил хоть пару раз?

– Наверное, только в августе прошлого года, с любителями. Сходил четыре-пять раз и забросил: уровень был настолько низкий, что попросту стало неинтересно. Потом ударился в учебу – стало не до хоккея. А потом случилась одна неприятность: сильно заболел, сказали подозрение на рак. Слава богу, оказалось, лимфаденит в сильно выраженной форме.


– Сам не играешь, но за хоккеем хотя бы продолжаешь следить?

– Новости читаю, смотрю обзоры, но на полные матчи времени не хватает. Исключение – игры, в которых принимают участие мои клиенты, чтобы после проанализировать их действия, воочию увидеть сильные и слабые стороны. А как болельщик, хоккей почти не смотрю. За новостями «Лиды» слежу. Большой привет всем болельщикам!

– Кому отдашь предпочтения в плей-офф экстралиги?

– В большей степени мне все равно, кто выиграет чемпионат. Но буду рад, если победит кто-то из пары «Металлург» – «Шахтер». В Жлобине я сам играл, рад Андрея Павловича, которого не так давно назначили руководителем клуба. В «Шахтере» же есть хорошие ребята, за которых переживаю лично.