День отца Интервью 21 октября 2022

«Может, он решил стать хоккеистом, когда на горшке сидел в конечках маленьких». Папы-тренеры в День отца рассказали об отношениях со своими детьми-спортсменами

О том, кто всегда прав, сладкая ли жизнь у сына-хоккеиста и какие заветные мечты.

21 октября в Беларуси отмечают День отца. В хоккейном сообществе нередки случаи, когда сыновья идут по стопам родителей и продолжают династию. Hockey.by в отцовский праздник предложил родителям игроков анкету из нескольких вопросов. Особенность опроса в том, что его участники – отцы, работающие хоккейными тренерами:

- Александр Матерухин, главный тренер «Могилева» (сын Матвей (2006) – форвард «Днепровских львов»)

- Евгений Летов, главный тренер «Немана» (сын Илья (1995) – защитник «Немана»)

- Андрей Михалев, главный тренер «Динамо-Шинника» (сын Мирослав (2003) – форвард «Динамо-Шинника»)

- Андрей Ращинский, главный тренер сборной Беларуси U17 (сын Назар (2005) – форвард «Минских зубров», сын Игорь (2013) – игрок СДЮШОР БФСО «Динамо»)

- Денис Булгаков, тренер «Минских зубров» (сын Леонид (2004) – форвард «Динамо-Шинника»)

А вот список вопросов, на которые мы предложили ответить:

– Насколько легко следить за успехами и неудачами сына? Обижается ли он на критику?

– Подталкивали ли сына, чтобы тот занимался хоккеем, или это его собственное решение?

­– Вы – строгий папа? Ваша заветная мечта, связанная с сыном и хоккеем?

Александр Матерухин: моя главная мечта – чтобы сбылась мечта сына  

– Каждому отцу хочется, чтобы у его сына все получалось в том деле, которым он занимается. Поскольку Матвей занимается хоккеем, то мне, конечно, хочется, чтобы у него получалось в хоккее.

На критику сын реагирует по-разному. Иногда ему что-то неприятно слышать, а иногда – вполне нормально воспринимает. В общем, все примерно так, как и у других игроков: есть хоккеисты, которые адекватно к этому относятся, а есть такие, которые считают, что они и так хорошо все делают :)

Конечно, сыну хочется слышать, что он всегда все хорошо делает. Но, со своей стороны, как тренера, высказываю ему как есть на самом деле. Поэтому, я думаю, он все же прислушивается. Спорит ли со мной? Скорее, приводит какие-то свои аргументы или доводы. Тогда пытаюсь объяснить, что как тренер я это вижу по-другому. Это нормально, когда каждый пытается обосновать свою точку зрения.

Бывало ли такое, когда он привел свои доводы и меня убедил? Хм, лично я таких случаев не помню :) Скорее всего – нет. Обычно я стараюсь его убедить в том, что он может стать лучше, если будет делать так, как я ему говорю. Все-таки он еще совсем молодой, растет, развивается. И это нормально, что допускает ошибки. Так и должно быть. Но на этих ошибках он должен учиться, должен прислушиваться и стараться их исправить. Впрочем, так должны поступать все хоккеисты.

Когда больше нервничаю – во время игры Матвея или своей команды? Это разные эмоции. Но сильнее нервничаю, когда играет моя команда, потому что переживаю за всех игроков одновременно. А когда играет Матвей, то я переживаю как отец за сына. Хочется, чтобы у ребенка все получилось.  

Матвей рос в хоккейной среде, поэтому у меня и мыслей не было подталкивать его к занятиям хоккеем. Он сам изъявил желание. Даже никогда не задумывался над тем, чтобы заставлять его играть в хоккей. Сам пошел. Это все как-то случилось незаметно, само собой. У него были коньки, он все время приходил на каток, выходил на лед.

Строгий ли я как папа? Разные моменты и ситуации бывают. Иногда я строгий, а порой могу отнестись к чему-то снисходительно и с пониманием: «Ну, так бывает». Но вообще мне сложно оценивать самого себя.

Заветная мечта? Если у него получится в хоккее – я буду счастлив. Если не получится в хоккее, а получится в другой профессии или сфере деятельности – я тоже буду так же счастлив! У меня нет целенаправленного стремления сделать его именно хоккеистом. Конечно, я буду рад, если так выйдет. Но я буду совсем не против, если он решит заняться чем-то другим. И я ему об этом часто говорю. Отмечаю, что он должен заниматься чем-то еще помимо хоккея, иметь какое-то хобби. У меня нет никакого желания целыми днями донимать его хоккеем. Напротив, он должен немножко от него отвлекаться. Да, если ты пришел на тренировку, то выкладывайся на сто процентов. Но за пределами льда должны быть и другие радости.

У меня нет цели вырастить из него суперхоккеиста. Этого должен хотеть в первую очередь он сам. А если он через месяц скажет: «Я не хочу больше хоккеем заниматься», что мне делать? Гнать его палкой на лед, потому что у меня есть мечта? Это должен быть его выбор, а я буду поддерживать и помогать в любом виде деятельности. В общем, моя главная мечта – чтобы сбылась мечта сына.

Евгений Летов: в домашней обстановке при анализе игры проще донести до сына какие-то вещи, не подбирая слов

– Всегда старался следить за сыном. Нынче он играет в моей команде, всегда на виду. Поэтому легче и радоваться, и журить за какие-то погрешности в игре. Но в раздевалке и на площадке он такой же игрок, как и все, и отношение там к нему такое же, как и ко всем остальным. А уже в домашней обстановке при анализе игры мне проще донести до него какие-то вещи, не подбирая слов.

Что касается критики, то стараюсь не выкатывать какие-то претензии, а скорее вывести его на дискуссию, на разговор, чтобы понять, почему он поступил так, а не иначе. Так и приходим к консенсусу.

Бывало ли такое, что его аргументы оказывались настолько весомыми, что убеждали меня в том, что он прав? Если честно, такого не припомню :) Хотя, конечно, у него есть свое мнение на любую ситуацию. И в дискуссии мы пытаемся достичь баланса и добиться того, чтобы в дальнейшем он исправлял ошибки.

Сложно сказать, что я не принимал никакого участия в том, что сын стал заниматься хоккеем. Когда он был маленьким, ставил его на коньки. Делал это в первую очередь для развития ребенка. А дальше, естественно, уже он принимал решение. Я сторонник того, чтобы дети сами решали, нравится им определенное занятие или нет. Думаю, если бы Илье это не нравилось, нашел бы себе другое занятие, освоил бы иную специальность или профессию. Но сейчас он занимается спортом, и это хорошо!

Момент, когда сын осознанно принял решение стать хоккеистом, в памяти не отпечатался. Я тогда был действующим игроком и был сконцентрирован на своей карьере. А построением карьеры сына никогда не занимался, этим он сам занимается.

Строгий ли я отец? Ну, это, наверное, лучше у сына спрашивать. Хотя мне лично кажется, что не очень строгий. Мог позволить ребенку и пошалить. Почему нет?

Всегда хочется детям самого наилучшего, чтобы они добились большего, чем родители, чтобы превзошли их. Хочется порадоваться за успехи сына, чтобы они были у него как можно ярче и весомее.

Что касается конкретных трофеев и карьерных достижений, то это уже не мои мечты должны быть, а его. А моя задача – помочь каким-то советом, подсказкой. Верно его направить. А дальше все зависит непосредственно от Ильи. Естественно, если он покорит какие-то высокие вершины, это будет очень здорово.

Андрей Михалев: возникают ли споры, когда сын пытается привести свои доводы? Нет, нет, нет. Я всегда прав :)

– Сейчас Мирослав находится в той команде, где я работаю главным тренером. Бывают ошибки, приходится кричать, резко указывать на то, где он не прав. Порой тяжеловато это дается, если честно. В моральном плане. Да, сейчас проще за ним следить, потому что он не где-то далеко, а постоянно у меня перед глазами. Но в то же время ты вживую видишь в его исполнении ошибки, которые очень не хотел бы видеть :) Как следствие – выплеск далеко не самых приятных эмоций. С другой стороны, я понимаю, что ему, наверное, тоже не очень комфортно.

Обижается ли на критику? Думаю, что нет. Все же по делу, все для команды :) Думаю, терпит, понимает ответственность перед ребятами. Он такой же хоккеист, как и все, здесь отношения «отец и сын» уходят на второй план.


Возникают ли у нас какие-то споры, когда он пытается привести свои доводы? Нет, нет, нет. Я всегда прав :) Допускаю, что у него может быть свое видение хоккея. Но если он играет в команде, где я главный тренер, я хочу видеть от него то, над чем мы работаем. Когда он будет в другой команде – пожалуйста, пусть пробует воплотить свои идеи.

В первые годы я подталкивал его к занятиям хоккеем. Когда тебе от 5 до 9 лет, то, наверное, не понимаешь, будешь ли ты профессиональным хоккеистом. А когда ему стало 13-14 лет, я увидел, что он сам понял, что нужно больше внимания уделять хоккею, если собираешься связать с этим свою жизнь. Но я все равно его напрягал: требовал, чтобы с утра пробежки делал, например. А сейчас Мирослав уже в таком возрасте, что сам все понимает. Думаю, что у каждого отца хоккеиста бывают периоды, когда надо требовать от сына, чтобы тот работал, а со временем пацан уже сам все воспринимает и понимает, для чего это ему надо и над чем трудиться.

Осознанное стремление стать хоккеистом у Мирослава скорее всего появилось примерно в 16 лет, когда он стал привлекаться в институт сборных. Тогда же и пришло понимание, что надо серьезно работать.

Я строгий отец, но справедливый. Хочу, чтобы сын вырос нормальным человеком – адекватным, приветливым, понимающим. До рукоприкладства не доходит конечно, но стараюсь донести, что он должен быть достойным членом общества, гражданином своей страны. Чтобы было уважительное отношение к своей семье, к близким.

Мечта? Главное, чтобы стал нормальным человеком. Хоккей – это хорошо и прекрасно. Но важнее, чтобы у него было здоровье, терпение, силы. А дальше все от него зависит. А я буду радоваться любой заброшенной шайбе – особенно победной, любому выигранному матчу. Мне это приносит удовольствие. Ну а завоевание титулов и трофеев – такие цели он сам должен перед собой ставить.

Андрей Ращинский: для меня огромная радость, что мы с сыновьями на одной волне, что есть такая общая тема, как хоккей

– Рад, что у меня есть возможность за наблюдать за сыновьями в хоккее, это большое счастье для меня. У меня ведь двое сыновей занимаются – Назар и Игорь. Определенные неудачи, конечно, случаются, но я расцениваю их, как ступеньки к успеху.

Без критики, конечно, не обходится, особенно это относится к старшему. Но в своем нынешнем возрасте старший адекватно, с пониманием к этому относится. Он довольно самокритичен. Хотя, когда был младше, наверняка обижался. Мог ли он что-то возразить на критику? Обычно это бывал мой монолог :) Но сейчас интересно поговорить с ним, узнать его ощущения, впечатления.

А младший сын уже сейчас всегда готов высказать свою точку зрения :) У нас с ним диалог получается. И это не от того, что младший – более смелый, а потому, что папа более опытный стал.


Абсолютно не приходилось подталкивать сыновей к занятиям хоккеем. Старший рос, когда я играл профессионально. Его раннее детство во многом прошло в раздевалках. Он видел все это изнутри и решил начать. А младший пошел в хоккей, глядя на старшего. Я бы сказал, что это передалось по наследству :) Гены…

Для меня это огромная радость, что мы на одной волне, что есть такая общая тема, как хоккей. Все вокруг этого на данный момент и вертится.

Строгий ли я папа? Наверное, только с виду. Стал ли опытнее не только как тренер, но и как отец? Есть такая практика, что младшим детям позволено немножко больше, чем старшим. Но мы в семье все-таки стараемся быть последовательными по отношению к обоим детям. Хотя, пожалуй, для младшего сейчас допускается больше поблажек. Тем не менее, по отношению к старшему палку мы не перегибали, воспитывали, как понимали это. И Назар вырос очень хорошим парнем, он молодец – воспитанный, умный. Поэтому грех говорить, что мы делали что-то не так.


Заветная мечта? Есть. Но мы не будем о ней громко говорить :)

Денис Булгаков: можно сказать, что хоккеисты тренируются не только для хоккея, но и для жизни в целом

– Наверное, как и любому родителю, волнительно следить за успехами и неудачами Леонида. Очень переживаем, внимательно отсматриваем все матчи. Начет критики – тут от обстоятельств зависит. Бывает – обижается, когда ему кажется, что она не вовремя. Но вообще в нормальных беседах очень прислушивается. Разбираем ошибки, обсуждаем. Критика – это часть работы хоккеиста. От любого тренера не всегда похвалу услышишь. Очень много моментов, за которые критикуешь. Это естественный процесс. Нечего обижаться, на обиженных воду возят.

Кстати, бывало и такое, что сын в споре приводил свои аргументы, я выслушивал их и понимал, что он оказывался прав. Потому что у каждого свое видение. Но не надо забывать, что у каждого тренера свои тактика и стиль игры, свои требования. И если ты играешь под его руководством, то ты должен выполнять его задания и те требования, которые предъявляются к команде. И только потом в расчет принимается твоя индивидуальная манера.


Сын мой на конечки раненько встал. Я работал тренером, он все время варился в этой кухне, среди хоккеистов. Как-то так все само и пошло. Покатил на коньках, понравилось, влился в эту струю. Были, конечно, разные моменты. Где-то, может, и не нравился уже хоккей. Но пережил этот часик, остался. И все дальше пошло-поехало.

Когда осознанно решил, что станет хоккеистом? Много в памяти отпечаталось разных моментов, что-то и на фото даже запечатлено. Но сложно выделить какой-то конкретный эпизод. Может, он всё решил уже тогда, когда на горшке сидел в конечках маленьких, когда их ему подарили? А может, когда еще до выхода на лед бегал в коньках по ковру с клюшкой и забивал в комнате голы и кричал «пошли на лед»?

Когда только вышел на лед, стал двигаться к своей цели потихоньку, для него это было просто как игра, она ему нравилась. Когда повзрослел, началась кропотливая работа. Это уже немножко другое :)

Строгий ли я отец? В одну сторону ничего не бывает. Хороша золотая середина. Если строгость применять – то по делу. Но и похвалить тоже надо. Стараюсь быть нормальным папой :) Я вам скажу, что и в жизни, и в хоккее все примерно одинаково: тоже действует принцип «успей вовремя», проявление характера, неуступчивости. Можно даже сказать, что хоккеисты тренируются не только для хоккея, но и для жизни в целом.


А моя заветная мечта? Чтобы сын получал наслаждение от хоккея и балдел от этого :) А что касается трофеев, то может не надо громко оглашать свои потаенные желания…

Текст: пресс-служба ФХБ